12.05.2011 16:51:00 На слове «антикоррупционный» редкий оратор на депутатских слушаниях в облдуме не спотыкался. Трудновыговариваемое слово. А всё, что бойко говорили уважаемые выступающие в большинстве своем напоминало скучные отчеты о том, что коррупция есть, но в их ведомстве, в общем, все хорошо. Хотя в начале заседания зампред законодательного собрания призывал не занимаься констатацией фактов, а называть проблемные вопросы, выявлять пробелы в законодательстве и предлагать пути решения.
Зампред правительства Павел Лысов отметил, что при приеме на чиновничью работу неплохо было бы использовать полиграф и психологическое тестирование, чтобы выявлять у потенциальных кандидатов склонность к коррупционным проявлениям. Однако пробелы в законодательстве не позволяют это делать. Он предложил облдепу и декану юрфака СГУ Галине Комковой помочь в устранении пробелов в законе. Но госпожа Комкова вместо этого сделала промо изобретению вуза — полиграфу, который определяет степень правдивости по зрачку. «Я на себе его проверяла, пожалуйста, милости просим», - предложила депутат. А про пробелы в законе ни слова. Наверное, не поможет она Павлу Лысову решить проблему комплексно.
И.о. председателя областного суда Евгений Шепелин рассказал о судебной статистике, сколько осудили и оштрафовали за взятки. Из отчета стало ясно, что чаще всего попадаются на мзде от 1000 до 1500 рублей. Только в четырех случаях размер взятки приблизился к миллионому размеру. Господин Шепелин признал, что налицо тенденция - «привлечение к ответственности лиц, взявших небольшие взятки».
Зампрокурора области Тимур Маслов назвал некоторые проблемы в законодательстве. В частности, закон не обязывает обнародовать сведения о доходах муниципальных чиновников, или конкурсы на замещение вакантных должностей в муниципалитетах могут проводиться, а могут и не проводится.
Кстати, к Тимуру Маслову было больше всего вопросов. «Мучить» зампрокурора начал общественник Григорий Ахтырко, да так рьяно, что Михаил Кискин сделал ему внушение: «Не надо здесь орать». Ахтырко замечение принял и тон снизил. Зампрокурора был категоричен в утверждении, что у сотрудников областного надзорного органа нет своих протеже, они не участвуют в спорах хозяйствующих субъектов. Одним словом, в коррупции прокуроры в прошлом году замечены не были. Перед Масловым и.о. председателя областного суда также отметил отсутствие всемирного зла и среди судейского корпуса области.
Затем последовали однотипные доклады представителей министерств о том, что они делают, чтоб коррупцию изжить. И сложилось впечатление, что, по большому счету, коррупция, если и есть, то ее немного и с ней успешно борются повышением правовой грамотности. И отчего общественное мнение склоняется к тому, что у нас везде, как выразилась облдеп Комкова «не подмажешь – не поедешь», - непонятно. Все в борьбе, все начеку.
Эмоционально выступила Ольга Алимова. Она предложила начать борьбу со злом с самых верхов, как говорится. В частности, приравнять нарушения выборного законодательства к попытке захвата власти, публиковать декларации о доходах и расходах не только чиновников, но и родственников, включая совершеннолетних детей. Кстати, пока еще ни один областной чиновник или депутат не рассказал, как росло его благосостояние в прошлом году. А также облдеп предложила ввести конфискацию неправедно нажитого имущества.
Из сумбурного выступления общественника Александра Шишанова удалось уловить только его инициативу по сокращению отдела по противодействию коррупции в правительстве области, а предусмотренные на его содержание ассигнования передать на проведение бесплатных правовых консультаций. Еще он предложил вместо отдела создать Совет при губернаторе, который тоже будет бороться с коррупцией.
Точку в обсуждении, и отнюдь не мажорную, поставил полковник Зуев из областного ГУ МВД. Он сообщил, что «значительных изменений в коррупционной ситуации не произошло». Теперь уже полицейских также ловят на взятках, подкупе и других противоправных деяних. В правоохранительной системе принципиальных изменений пока не заметно.
Борьба с коррупцией, по высказыванию представителя ОПы Шишанова, «это не просто влезть на коня, махнуть рукой и почувствовать под задницей седло». Процесс, это, видимо, длительный, конюнктурный. О борьбе с коррупцией можно говорить десятилетиями, делать на этом политические карьеры. И, кстати, проводить, как предложила омбудсмен Нина Лукашова, каждые полгода депутатские слушания. В общем, благодарная нива, благородная миссия.
Ирина Лукоянова